/
Учителю
Воспитателю

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?

449
Автор статьи
Детский и семейный практикующий психолог, нейропсихолог, создатель проекта «Довольная семья».

Проблема активных детей одна из самых популярных в 21-м веке. Современное время очень активное и насыщенное, дети подстраиваются под этот ритм. Однако и диагноз СДВГ у ребенка — синдром дефицита внимания и гиперактивности, который ставит психиатр или невролог, очень распространен. Такие дети имеют отличный интеллект, хорошо учатся, но много отвлекаются, невнимательны, могут нарушать дисциплину. В детском саду эти проблемы неярко выражены и могут не замечаться, а вот когда ребенок идет в школу, его трудности начинают касаться не только семьи, но и вовсю проявляются в учебе. Как же педагогу справиться с таким ребенком в классе?

Для того, что понимать, как действовать, для начала важно разобраться, как воспринимают этот мир гиперактивные дети и почему проявляют так много активности. 

Самое популярное, что хочется сделать педагогу, это усадить ребенка и научить не отвлекаться. Конечно, умение сидеть за партой, слушать учителя, выполнять правила - неотъемлемое в школе. Но основная причина отвлекаемости ребенка - особый способ восприятия мира. Он воспринимает мир через активность. Его мозг в какой-то степени настроен получать информацию особым образом: ему легче, когда он или действует быстро, или переключается от одного дела к другому, или когда одно дело сделано и срочно нужно найти другое. Именно поэтому у таких детей часто хорошие успехи в математике, но пробелы в русском языке, где важна кропотливость. 

Попытки усаживать такого ребенка и заставлять сидеть смирно не увенчаются успехом и приведут к конфликтам, спорам и более того, могут сказаться на успеваемости ребенка. 

Какие же способы могут педагогу обучать такого ребенка?

  1. Принять особенности ребенка и не ждать, что он изменится и станет другим. У детей с СДВГ постепенно происходит компенсация к 12 годам, и это не быстро.

  2. Часто дети с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные данные, поэтому быстро справляются с заданиями. Можно всегда дополнительно иметь набор заданий, которые вы сможете дать ребенку, если он уже справился с основными уроками.

  3. Разрешать ребенку использовать на занятиях дополнительные предметы, четко оговоренные с учителем (например, сквиш, антистресс, маленький брелок), которые ему необходимы для того, чтобы сосредоточиться. Здесь правда необходимо принять, что скорее всего ребенок с гиперактивностью будет отвлекаться всегда. Но это не мешает ему усваивать программу.

  4. Придумать дополнительные обязанности для ребенка, в случае, если он уже справился с основным набором. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог занять себя и не отвлекал других детей. Например, можно просить его принести дополнительные предметы к уроку, полить цветы,  раздать или убрать материалы, написать что-то на доске и т.д. Это может быть, как одна роль, закрепленная именно за ребенком, так и изменяемая, чтобы не отвлекать других детей.

  5. Создать для ребенка четкий план/распорядок дня в школе, такой же, как и для всех детей, чтобы он чувствовал систему. С одной стороны, мы идем навстречу ребенку, и принимаем то, что он может отвлекаться на какие-то определенные, оговоренные вещи, которые помогают усваивать информацию. А с другой, мы все равно придерживаемся четкой структуры и последовательности. Мы не делаем особых условий в основных правилах и требованиях, чтобы у ребенка формировалась саморегуляция.

Все эти действия будут приучать ребенка к школьной системе и правилам. Основное, о чем важно помнить, обучая таких детей: важно быть гибким, но четким, последовательным одновременно. Идти навстречу, помогая ребенку с его особенностями, но и выстраивая для него, как и для всех других, четкие правила, в которые ребенок вольется.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
04.04.2024
1104
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
239
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
279